Ушу
Воинские искусства зародились в древнейшие времена как приемы охоты и самозащиты от зверей и врагов. Уже тогда, по-видимому, человек пришел к мысли о необходимости не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования. А этого можно достичь только с помощью интенсивных тренировок. Известны древние формы борьбы чиао-ти, а также танец со щитом и топором кэнчи-ву. Около 250 лет до нашей эры был популярен воинский спорт джаоли - состязания в стрельбе из лука и скачки на колесницах. Первые стратеги, специалисты по ведению войн, еще 400 лет до н. э. подтверждали важность у-шу в создании сильной армии. У-шу также неразрывно связано с системами профилактической и лечебной гимнастики. Древнейшая из них известна как 12 упражнений ткачей шелка. Тяжелый труд ткача шелка требовал величайшего искусства рук и колоссального напряжения физических сил (посидите с утра до вечера за этой ювелирной работой!). Для совершенствования работы рук, снятия усталости и профилактики возник ряд упражнений, которые вместе с секретами профессионального искусства передавались по наследству от отца к сыну. Эти упражнения оказались пригодными для развития навыков во владении оружием и впоследствии трансформировались в боевую школу "восемь кусков парчи".
Лечебные и оздоровительные аспекты у-шу составляют неотъемлемую часть народной медицины. Из китайских источников известно, что "овладевший системами у-шу повышает защитные свойства организма; ... постоянные занятия дают практическое умение в достижении крепкого здоровья и продлевают срок жизни;... тогда человеку не понадобятся целые горшки лекарств". История сохранила имена выдающихся врачей Древнего Китая, обогативших у-шу своими открытиями. Величайший врач древности Хуа-то (141-203 гг.), успешно проводивший трепанацию черепа и показывавший чудеса "оживления людей", использовал наблюдения за повадками животных (оленя, тигра, медведя, обезьяны и журавля) и на основе пластики их движений, поз, приемов борьбы создал лечебную гимнастику, из которой впоследствии образовались стили у-шу. Со временем сюда добавились стили богомола, змеи, дракона и других животных. Другой знаменитый врач и философ Ги Хон (284-364 гг) разработал систему дыхательных упражнений "гихон". Его теории "внутренней" и "внешней" работы легли в основу образования "внутренних" и "внешних" школ у-шу.
"Внешним" школам свойственно атакующее силовое воздействие на противника. Здесь результат атаки зависит от мускульной силы рук, ног и тела, от скорости и длины маха (удара).
"Внутренние" школы характеризуются плавными, медленными движениями, при которых эффект достигается за счет искусства расслабления и концентрации. Однако и в этих школах, используя чередование расслабления и концентрации, можно достичь не меньших скорости и мощи удара. Именно "внутренние" школы в наибольшей степени владеют искусством управления "внутренней энергией тела".
Это искусство развивается на основе психофизической тренировки и заключается в овладении определенным психическим состоянием ("состоянием духа" - "настроем"), при котором человек активизирует и мобилизует скрытые возможности организма. Существуют различные методы овладения этим "состоянием духа": активный гипноз (или самогипноз) с использованием медитации, а также прихождение "Пути воина", предусматривающее, кроме выполнения обязательных физических упражнений (гимнастических, дыхательных упражнений, спортивных и прикладных приемов борьбы), также соблюдение норм "правильного" поведения, мышления, образа жизни. Процесс обучения как во "внутренних", так и во "внешних" школах не сводился только к освоению различных приемов, а был расчитан на долгие годы занятий и представлял собой широкую "поведенческую" программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности.
Опыт психофизического тренинга сохранился в Китае до наших дней. Его методы используются в повседневной жизни - от искусства составления букетов до военно-спортивных состязаний.
История у-шу знала и периоды расцвета, и периоды упадка. В эпоху династии Тан (618-907 гг.) ушу было необычайно популярно. Все воины, офицеры и солдаты перед продвижением в чине должны были проходить проверку на владение искусством у-шу. Наивысшим мастерам присваивались титулы "воин храбрости" и "воин ловкости". Во времена династии Сун (960-1279 гг.) у-шу стало еще более многообразным. Появились артистические трюки, распространились театрализованные представления, во время которых демонстрировались виртуозное владение оружием и приемы борьбы с "голыми" руками против вооруженного противника.
Для восстановления справедливости, "нарушенной" в начале, нельзя умолчать о том, что среди выдающихся мастеров владе- ния мечом в те времена было немало женщин. Одна из них, по имени Юэнью, была приглашена императором во дворец поделиться своим искусством с мужчинами. Затем в период династии Цин (1644-1911 гг.) простолюдинам было запрещено заниматься у-шу. У-шу ушло в подполье. Образовались различные тайные школы, группы и общества.
Самое широкое распространение у-шу получило после образования в 1949 г. Китайской Народной Республики. С первого класса в начальных и средних школах введено преподавание у-шу как обязательной физической подготовки. Причем широкое изучение боевых приемов запрещено. В специальных школах готовят спортсменов у-шу. Таких спортивных школ великое множество, изучаемая в них "техника" очень разнообразна (сотни и тысячи приемов). Действительно, у-шу - самый массовый национальный вид физической и спортивной подготовки!
Но рамки у-шу не ограничиваются лишь физкультурой и спортом. С древнейших времен у-шу незразрывно связано с национальным танцем и театром. Еще в средние века были разработаны приемы "специального боя". Эти приемы сохранились до настоящего времени на сцене Китайской оперы и в выступлениях акробатов. Многие движения у-шу входят в пластику современных танцевальных драм, в балет и театрализованные представления.
Как видите, сложно дать какое-то общее определение у-шу. Это - сплав гимнастических комплексов и дыхательной гимнастики, включающих в себя элементы акупрессуры и имеющих оздоровительное и лечебно-профилактическое значение, это - и спорт, и воинское искусство, это - и психофизический треннинг, и изобразительное искусство, это - философская система, определяющая взгляд на мир и даже сам образ жизни.
Условно в у-шу можно выделить три направления: оздоровительное, спортивное и военно-прикладное, причем каждое последующее направление включает в себя предыдущие как неотъемлемую часть. Поэтому можно образно сказать, что у-шу боевой направленности является вершиной громадной горы под названием у-шу.
У-шу оздоровительной направленности включает в себя комплексы гимнастических упражнений, базовые движения тела (бедер, рук и ног), упражнения на отработку пластики перемещений, дыхательные упражнения и комплексы массажа, комплексы так называемых формальных упражнений - тао, объединяющих все указанные выше составляющие.
Чем же интересна эта гимнастика у-шу? Обладает ли она какими-либо преимуществами по сравнению с "европейскими" гимнастическими системами?
Главное отличие и преимущество гимнастики у-шу в комплексном воздействии на организм. Гимнастические упражнения школы "Цай" сочетают в себе разминочное воздействие на суставы, мышцы и сухожилия с дыхательной гимнастикой, элементами акупрессуры и общего массажа. Поэтому эффективность этих упражнений существенно выше, чем у европейских гимнастик. В спортивном аспекте гимнастика школы "Цай" также выгодно отличается своей универсальностью от "европейских" спортивных единоборств, базирующихся на наборе приемов. Основу спортивного у-шу составляют "базовые движения", используемые при выполнении самых различных приемов. При этом обеспечивается замечательная вариативность: если прием не проходит на одном базовом движении, неизбежно следует его проведение на другом базовом движении и так далее.
Занятия гимнастикой у-шу развивают силу, гибкость, координацию движений, имеют большое оздоровительно-профилактическое значение, оказывают положительное психофизическое воздействие и (что также немаловажно) доступны людям с различным уровнем физической подготовки. Освоение этих гимнастических комплексов и базовых движений помогает также приобрести навыки целенаправленного использования вашей силы при выполнении различной тяжелой работы (при поднятии, переносе и перекладывании тяжестей), развивает координацию движения и ловкость.
Интересно, что по результатам японских исследований, занятия у-шу способствуют повышению производительности труда на конвейерных линиях.
Эти упражнения можно использовать и в качестве производственной гимнастики для снятия усталости и придания бодрости при напряженном умственном и физическом труде, причем большинство из них не требуют дополнительного пространства и специальных условий.
Использованы материалы книги: "Г. В. Попов, О. А. Сагоян, В. В. Диденко У-ШУ. ПУТЬ К ЗДОРОВЬЮ И ГАРМОНИИ"